Вышивание
В России искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX веку. Это - фрагменты одежды украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотыми нитями и цветным шелком на Руси украшали предметы быта, одежду знатных людей, праздничные рубахи, платки. В то время вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
С VIII века вышивание вошло в жизнь всех слоёв населения и стало одним из основных занятий девушек - крестьянок. Вышивкой украшали полотенца, скатерти, одежду, головные уборы и др. изделия. Выполнялась вышивка из недорогих материалов, но отличалась высоким художественным мастерством.
Народная вышивка, в отличие от городской, была связана со стародавними обычаями и обрядами. Каждая вышивка имела свое назначение. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков.
Рукоделие в крестьянских семьях со временем совершенствовалось и передавалось по наследству, и достигало со временем высокого мастерства. Отдельные области и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
В наше время вышивание пользуется большой распространенностью. Вышивка, как и в Древней Руси, делает каждую вещь эксклюзивной.
Вышивка крестом
Вышивка крестом - один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество женщин и мужчин по всему миру.
Для вышивки необходимы следующие материалы: ткань, нитки, игла, пяльцы, ножницы. Их выбор зависит от способа вышивания и предназначения готовой работы. Для пометки вышитых фрагментов может понадобиться карандаш (или ручка).
Ткань для вышивки чаще всего используется однотонная, с гладкой поверхностью. При вышивании на другом полотне, например на одежде, прежде следует набраться опыта. В зависимости от фактуры ткани, выбирают используемые инструменты и технику вышивания. Для вышивки крестом лучше взять ткань с полотняным переплетением нитей, чтобы их легко было считать, например, льняное полотно, рогожку или канву. Канву можно нашить на основу, чтобы по окончании вышивки продернуть ее (рисунок останется на основе). Нити современной канвы переплетены таким образом, что получаются клеточки, по которым удобно вышивать крестом или гобеленовым швом. Количество клеточек в сантиметре (дюйме) варьируется. Для вышивки гобеленов, подушек, сумок и пр. можно использовать "страмин". Это специально обработанная, крепкая и жесткая ткань, благодаря чему хорошо держит нужную форму. При этом ее часто используют для ковровой техники вышивания акриловыми или шерстяными нитками.
Нитки должны быть прочными, гладкими и не линять. Чаще всего используют специальные нитки - мулине, но вышивать можно и ирисом, и шелковыми, и металлизированными нитками. Также можно использовать различные виды шерстяных, катушечных и прочих ниток. Для определения качества ниток, перед работой их можно постирать в горячей воде. Нитки не должны окрашивать воду, и при промокании светлой ткани, нитки не должны оставлять цветные следы. В любом случае по окончании работы готовую вышивку надо простирать в чуть теплой воде с добавлением уксуса, так как он возвращает блеск ниткам.
Игла для вышивания должна соответствовать толщине ниток, а также ткани. Острая игла может расщепить как нити ткани, так и уже вышитые фрагменты. Поэтому для вышивания по канве лучше всего подходят иглы с тупыми концами. Они позволяют раздвигать нити в канве, и вышивка получается очень аккуратной. В настоящее время продаются двухсторонние иглы для вышивания, ушко у них посередине.
Пяльцы лучше всего использовать при работе всегда, без пялец вышивка может стянуть ткань. Опытные и искусные мастерицы иногда обходятся без пялец. Нежелательно запяливать в пяльцы тонкие ткани, так как пяльцы сильно натягивают материю. Пяльцы бывают круглые, овальные, квадратные и прямоугольные. Они могут быть также ручными, настольными или напольными. Круглые пяльцы могут быть деревянными или пластиковыми, могут быть с винтом на верхнем обруче. Винт нужен для регулировки натяжения ткани. Очень удобны, так называемые, рамки-пяльцы. Такие пяльцы удобные тем, что хорошо натягивают ткань, петельку на время работы можно снять. Такие пяльцы не имеют выступающих частей, за которые могут цепляться нитки, что иногда происходит с винтовыми пяльцами. Для больших работ хорошо подходят квадратные рамки. Как правило, такие рамы изготавливаются из дуба, ясеня или березы. Они состоят из двух прямоугольных и двух круглых палочек. Такая рамка достаточно легко разбирается и собирается. На круглых палочках пришпилены полоски плотной ткани, к которой булавками прикалывается канва. Ее можно также пришить обыкновенным наметочным швом.
Ножницы должны быть удобными, хорошо заточенными. Предпочтителен небольшой размер ножниц.
Для удобства все необходимые инструменты лучше держать в одном месте, например в коробочке, органайзере, шкатулке с отделениями различных размеров. Схему можно расположить на специальной подставке, которая будет находиться на уровне глаз.
Организация рабочего места
Для того чтобы процесс вышивания приносил удовольствие, необходимо правильно организовать рабочее место. Оно должно быть хорошо освещено, свет не должен падать в глаза, тень от руки не должна ложиться на рабочее место вышивки. Сиденье должно быть с жесткой поверхностью, удобной спинкой. Располагать необходимые в процессе работы инструменты, лучше всего на столе, который будет находиться с удобной Вам стороны.
Процесс вышивания
При вышивании узелков быть не должно, они портят вышивку. Закрепить нитку в начале работы можно, например, следующим образом: игла вводится с лицевой стороны, делается маленький стежок, хвостик нитки закрывается стежками. При завершении вышивки нитку можно закрепить на лицевой стороне, протаскивая ее под вышитые стежки, или таким же образом на изнаночной стороне.
Шов "крест" состоит из двух перекрещивающихся диагональных стежков. Сначала выполняются стежки в одном направлении (полукрест), затем процесс повторяется в обратную сторону. При этом на изнаночной стороне образуются ровные ряды вертикальных (горизонтальных, в зависимости от направления вышивки) стежков. Чтобы крестики были ровными, иголка должна входить в одни и те же дырочки. Любая вышивка смотрится аккуратнее, если все стежки выполнены в одном направлении, а на изнаночной стороне работы отсутствуют длинные протяжки нитей.
Если какой-то участок вышивается полукрестом, то стежки должны лежать в том же направлении, что и верхние стежки креста.
При работе иногда используются 1/4 и 3/4 креста, которые нужны для сглаживания контуров вышиваемой схемы.
Для прорисовки мелких частей и деталей используется строчной шов.
Уход за вышитыми изделиями
В конце работы, особенно если процесс был длительным и объемным, вышитое изделие загрязняется. В конце работы вышивку можно постирать в слегка теплой воде с добавлением небольшого количества уксуса. Лучше всего использовать для стирки мягкие отстирывающие средства, такие как порошки для шерстяных изделий, без отбеливателя или жидкие средства. Вышивку после стирки слегка отжимают, не перекручивая при этом, и сушат до неполного высыхания. Высушенное изделие гладят с изнаночной стороны через тонкую хлопковую ткань.
Вышивка гладью
Вышивка гладью, сочетая в себе секреты народных традиций и свободу творческого эксперимента, завоевывает в наше время все большую популярность. От скромных платочков до вышитых картин - таково сегодняшнее применение этого старинного искусства.
Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях.
Белая гладь с настилом
Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью, надо познакомиться с некоторыми самыми необходимыми приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом "вперед иглу" и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом "вперед иглу", затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила.
Художественная цветная гладь
Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта вышивка выполняется без настила, не высокой, а плоской (двусторонней) гладью.
Атласная гладь
Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.
Русская гладь
Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.
Прорезная гладь
Для ее выполнения контур рисунка сначала обводят швом «вперед иголку». Затем вдоль формы (к примеру, листика) делают надрез и обшивают следующим образом: выводят иглу с изнанки и с разреза и вкалывают ее с лицевой стороны в ткань. Получается узкий шов «закрутка».
Одноцветная теневая гладь
Этой гладью вышивают в основном узоры, составленные из различных цветов. Выполняют ее косой или прямой гладью с «настилом» или без него нитками одного цвета, но нескольких тонов (2—3) одного цвета (от светлого тона до темного).
В одноцветной теневой глади цветовой эффект образуется за счет разного направления стежков и различного отражения света от гладьевой поверхности. Для теневой глади лучше использовать блестящие нитки (шелковые № 65) или мулине (нижняя нитка должна быть хлопчатобумажной № 80, 60); иглы тонкие (№ 70). Натяжение ниток нетугое, верхней нитки слабее нижней, чтобы на лицевой стороне изделия не было видно следов нижней нитки. Одноцветной теневой гладью можно вышить хризантемы, украсив ими диванную подушку или панно.
Многоцветная тоновая гладь
Вышивка многоцветной тоновой гладью дает возможность приблизить цвета вышивки к природной окраске, передать цветовые оттенки, светотени и объемность изображаемых предметов. Такая гладь применяется в основном для вышивки различных цветов и фруктов, букетов, при изготовлении декоративных панно и салфеток, небольших скатертей, подушек.
Для вышивки многоцветной тоновой гладью лучше использовать рисунки цветов слегка упрощенной, стилизованной формы, но сохраняющие при этом характерные особенности данного цветка. Не рекомендуется брать для вышивки слишком натуральную форму и цвет цветов, так как очень трудно на небольшой плоскости рисунка передать стежками все изгибы и игру света.
Учиться вышивать многоцветной тоновой гладью надо начинать с простых цветов: ромашек, васильков, колосков, фиалок и постепенно переходить к более сложным — розам, анютиным глазкам и, только освоив вышивку отдельных цветов, можно приступать к выполнению букетов. Вышивать цветы лучше на гладкокрашеных тканях без выработки (лен, полулен, суровое полотно, шелк, шерсть и т. п.).
Для фона рекомендуется подбирать неяркие, пастельные тона (серый, серо-бежевый, серо-зеленый, кремовый, серо-бирюзовый, серо-голубой) тона, так как на них хорошо выделяются все детали рисунка. Черный и белый цвета слишком контрастны для фона.
Фон не является главным элементом, поэтому цвет его не должен отвлекать от основного узора вышивки, а наоборот, подчеркивать цвет основной вышивки; они должны гармонично сочетаться друг с другом. Цвета ниток для вышивки цветов, листьев и других деталей узора надо подбирать (при дневном свете) близкие к природным, и каждый цвет должен иметь еще 3—5 переходных тонов, близких между собой по светлоте и насыщенности.
Начинать вышивку следует с крупных деталей рисунка — с цветка, выполняя лепесток за лепестком. Когда цветы выполнены вчерне, то есть не очень плотными стежками, нужно перейти к листьям. После того, как весь рисунок выполнен, работу надо снять с пялец и внимательно просмотреть, выявляя недоработки. Если есть необходимость углубить или высветлить отдельные детали рисунка, доработать вышивку нужными цветами ниток.
Комментариев нет:
Отправить комментарий